Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
Главная цель оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком,( в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Основные задачи в этом направлении:
-укрепление здоровья воспитанников,
-воспитание потребности в здоровом образе жизни,
-развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка,
-создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни,
-выявление потребностей, склонностей и способностей детей через систему спортивно- оздоровительной работы, приобщение детей к спорту.
Успех решения задач в этом направлении определяется здоровьесберегающей средой ДОУ, включающей:
-материально- техническое оснащение,
-организацию двигательного режима,
-оздоровительную работу,
-коррекционную работу,
-систему мероприятий по созданию условий для формирования навыков ЗОЖ.
Материально- техническое оснащение включает необходимые условия в ДОУ для физического развития и оздоровления дошкольников: спортивный зал, площадку, оздоровительные центры в группах, спортивный инвентарь и оборудование , организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение.
Физкультурно - оздоровительная работа строится на основе мониторинга физического развития (определение уровня физического развития, физической подготовленности, диспансеризация), с учетом физической подготовленности детей и имеющихся отклонений в состоянии здоровья и охватывает все направления развития: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, социально- коммуникативное.
Модель физкультурно - оздоровительной работы представлена комплексом мероприятий:
-двигательный режим,
-профилактические мероприятия,
-различные формы оздоровления,
-закаливающие мероприятия,
-взаимодействие с семьями воспитанников.
Система лечебно- профилактической работы включает в себя:
-соблюдение режима,
-правильную организация сна,
-прогулки на свежем воздухе,
-закаливание,
-массаж,
-витаминизация,
-фитотерапия,
-индивидуальные профилактические мероприятия,
-экологическая безопасность.
В лечебно-оздоровительной и профилактической работе с детьми дошкольного возраста существенная роль принадлежит закаливающим мероприятиям.
Одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни - прогулка.
Работа по оздоровлению детей также включает работу психолога по развитию коммуникативных навыков и коррекции проблем эмоционального развития ребенка (страхи, тревожность, агрессивность)
Важная роль в укреплении и сохранении здоровья воспитанников отводится двигательному режиму, направленному на удовлетворение природной потребности детей в движении.
В нашем детском саду большое внимание уделяется двигательному режиму детей.
Модель двигательного режима включает:
• физкультурные занятия три раза в неделю
• утренняя гимнастика
• гимнастика после дневного сна
• физкультминутки
• игры и упражнения между занятиями
• подвижные игры и упражнения на прогулке
• закаливающие мероприятия
• Модель двигательного режима для детей 1.6 -7 лет
№ Формы двигательной активности
Особенности организации Возраст
1 Физкультурные занятия 3 в неделю(1 на улице,2-в помещении) 1,6-7
2 «Утро радостных встреч»- коммуникативные игры Ежедневно 3-5 мин 3-7
3 Утренняя гимнастика Ежедневно в течение 5-10 мин. 1,6-7
4 Двигательная разминка во время большого перерыва меду занятиями Ежедневно в течение 7-10 мин. 4-7
5 Физкультминутка (динамическая пауза) Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания деятельности в течение 3-5 мин. 3-7
6 Релаксация (во время занятий познавательного и художественно- эстетического цикла) 2-3 мин. 3-7
7 Нетрадиционные виды упражнений:
-игропластика,
-пальчиковая гимнастика,
-музыкальные подвижные игры.
-игры- путешествия Во 2-ю половину дня 10-15 мин. 3-7
8 Занимательная двигательная деятельность на прогулке (физические и спортивные упражнения, подвижные и народные игры) Ежедневно во время прогулки подгруппами, подобранные с учетом физической подготовленности детей, в течение 20-25 мин. 3-7
9 Оздоровительный бег В конце утренней прогулки 4-7
10 Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке Ежедневно во время вечерней прогулки в течение 10-12 мин. 1,6 -7
11 Прогулки, походы (пешие) по селу или ближайший парк 1 раз в квартал, отведенное для физкультурного занятия и организованных воспитателем игр и упражнений, в течение 6—90 мин. 5-7
12 Игровой самомассаж Ежедневно после прогулки или после сна 3-7
13 Бодрящая гимнастика после дневного сна Ежедневно в течение 10 мин. 1,6-7
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе. 1,6-7
14 Неделя здоровья 2 раза в год (ноябрь, апрель) 3-7
15 Физкультурный досуг 1 раза в месяц совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) в течение 30-50 мин. 4-7
16 Физкультурно- спортивный праздник на открытом воздухе 2 раза в год совместно со сверстниками или детьми другой группы (средней) 60 мин. 4-7
17 Физкультурные занятия совместно с родителями в детском саду По желанию родителей и воспитателей 1,6-7
18 Участие родителей в физкультурно- оздоровительных мероприятиях детского сада Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников,недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий 3-7
Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечивает предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создает условия для правильного физического развития.