Советы логопеда.
Консультация учителя - логопеда для родителей на тему:
"Играем пальчиками и развиваем речь"
Развиваем речевое дыхание у ребёнка в домашних условиях.
Родительское собрание на тему: "Взаимосвязь логопеда и семьи"
Подготовила Шевченко М.Ю.
Советы логопеда: "Если ребёнок не хочет заниматься..."
"Как помочь своему ребёнку учиться"
Консультация учителя-логопеда.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 – 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.
Ваш ребенок самый замечательный!
Артикуляционная гимнастика
для правильного произношения
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ и щек
1. Массаж щек.
Описание: Похлопывание и растирание щек. Покусывание щек изнутри.
Лучше всего выполнять во время купания или умывания.
2. Сытый хомячок.
Описание: губы сомкнуты, можно даже придержать их руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек (учитывайте возможности ребенка).
3. Голодный хомячок.
Описание: губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть щеки внутрь, сначала можно помочь руками.
4. Шарик лопнул.
Описание: Губы закрыты, зубы разомкнуты. Хлопнуть кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Описание: зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка перекрывают нижние), растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
2. Трубочка.
Описание: зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку изобразить поцелуй.
3. Заборчик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для произнесения свистящих звуков).
Описание: Губы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
4. Бублик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции).
Описание: Зубы сомкнуты, стоят друг на друге. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. (Цель – развитие подвижности губ, необходимой для переключения со свистящих на шипящие).
Описание: Чередование положений губ. Сначала каждая поза фиксируется на 3-5 секунд, затем, если упражнение выполняется правильно, темп переключений увеличивается. Внимание: следить за тем, чтобы в процессе движений губ зубы не сдвигались и не размыкались.
6. Кролик. (Цель – формирование правильной позы органов артикуляции для губно-зубных звуков В и Ф).
Описание: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Массаж губ зубами.
Описание: Покусывание и почесывание зубами сначала верхней, а потом нижней губы.
2. Пятачок.
Описание: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
3. Рыбки разговаривают.
Описание: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук ППП без выдоха).
4. Еще Рыбки разговаривают.
Описание: Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку (вертикально) и двумя пальцами другой руки нижнюю губу (вертикально) и растягивать их вверх-вниз.
5. Снова Рыбки разговаривают.
Описание: Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя". Воздух втягивается внутрь.
6. Уточка.
Описание: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
7. Недовольная лошадка.
Описание: Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.
8. Спрятать губки.
Описание: Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
Еще несколько упражнений для маленьких.
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, («сколько ты можешь не дышать?»)
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат) в воздухе или на бумаге.
- удерживать губами (но не зубами) марлевую салфетку - взрослый пытается ее плавно вытянуть.
- пить через трубочку, дуть в воду через трубочку.
-мелко нарезать бумагу, сложить кучкой на столе перед ребенком, попросить ребенка набрать побольше воздуха в рот и «напугать бумажки» - выдохнуть с резким звуком П, чтобы бумажки разлетелись.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Описание: Широко открывать и закрывать рот, губы улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается (неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы.
Описание: Рот приоткрыт, На счет "один" челюсть двигается вправо, на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна.
Описание: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Силач.
Описание: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая напряжение для мышц.
6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). Следить, чтобы голова не двигалась вверх и назад.
8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
Консультация для родителей
«Возрастные нормы речевого развития детей»
Мы все с огромным нетерпением ожидали первого слова своего ребенка. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, постараюсь дать краткий ответ. Наши дети отстают в речевом развитии от своих сверстников, но коррекционная работа в специализированном детском саду и Ваша работа по закреплению приобретенных навыков позволит устранить недоразвитие речи.
Четвертый год жизни
Отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делает умозаключения.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает 1500-2000 слов.
Родителям необходимо обращать речевое внимание ребенка (лучше всего в игре) на:
- числительные (сколько? один, два .. .)
- прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой)
- притяжательные местоимения (твой, мой)
- притяжательные прилагательные (папин стул)
- собирательные существительные (одежда, обувь ... )
В этом возрасте инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Необходимо:
• учить стихотворения.
• с помощью взрослых пересказывать содержание небольшой знакомой сказки.
• повторять чистоговорки.
• знакомить и заучивать с детьми загадки.
• показывать ребенку разнообразные рисунки, картинки
• развивать голосовой аппарат, упражнять ребенка в произнесении фраз тихо.громко, быстро, медленно, выразительно.
К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей - звуки [л], [р].
В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова
На пятом году жизни
У ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь ребенка становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. При совместной игре, при занятиях с ребенком родитель должен обращать внимание на:
- кроме основных цветов, ребенок должен знать дополнительные цвета;
- притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка);
- сложные предлоги (из-под, около).
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки
- неправильно изменяют глаголы («хочут» - хотят) - допускают нарушения в структуре предложений.
В этом возрасте и родители должны воспользоваться этим, дети обращают внимание на звуковое оформление слов, могут указать на наличие знакомого звука в словах
- произнести звук (с) в начале (с-с-самолет), в середине (гу-с-с-си), в конце (автобус-се) слова.
- играть с ребенком в «рифму»
Прочитайте стихотворение так, чтобы ребенок мог закончить фразы:
Иго-го-го' - поет лошадка.
Спи, мышонок, сладко ... (сладко)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит ... (слон).
- подбирать слова на заданный звук
«А ты знаешь предметы на звук (ч)?»
- читать ребенку больше небылицы, путаницы (это развивает слуховое внимание)
К 5 годам у детей значительно улучшаются звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков, слогов. Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р], отчетливо произносят многосложные слова. Точно сохраняя слоговую структуру, правильно употребляют ударения.
На шестом году жизни
Мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны
правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей в этом возрасте нарушено произношение шипящих, звуков [л], [р] У одних могут быть задержки в усвоении, у других - неправильное их формирование: [р] - горловое, одноударное; [ш], [ж] - боковые; [с], [з] - межзубные. Игры и упражнения для детей шестого года направлены не только на закрепление и дифференциацию определенных пар звуков, но и на совершенствование фонематического восприятия: умение слышать и различать определенные звуки, подбирать слова.
Можно показать ребенку картинки с изображением таких предметов или игрушек, чтобы в их 'названии был нарушенный звук. Взрослый должен так произносить слова, чтобы ясно слышался этот звук (например: [с]: с-с-стакан,
лис-с-са.)
Ребенок в этом возрасте должен уметь слушать и слышать читаемый текст, и отвечать на вопросы взрослого: «Какие игрушки были у Светы со звуком [с]? Какие игрушки могли быть со звуком [с]? Какие игрушки были у Зины со звуком [з]? Какие игрушки могли быть со звуком {з]?».
Взрослый должен следить, чтобы ребенок не только правильно подбирал слова, но и четко произносил в них звуки.
Важно развивать у детей умение внимательно слушать речь окружающих. "Это правда или нет?", "Нелепицы".
Повторяйте с ребенком скороговорки на заданный звук.
С ребенком шестого года необходимо учить поговорки и пословицы, объясняя их значение - «У страха глаза велики», «Лето собирает, а зима поедает», «Все за одного, один за всех».
Одновременно следите за правильным произношением звуков.
Чистоговорки в этом возрасте должны усложняться, произносить их необходимо сначала с умеренной громкостью, затем шепотом.
Характеристика речи старшего дошкольника.
Что особенного в речи старших дошкольников 5-6 лет?
На шестом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений.
На шестом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать); слова, близкие по смыслу, — синонимы (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Но, несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 5-6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В этом возрасте следует продолжить работу по закреплению правильного звукопроизношения, точного произношения многосложных слов. Особого внимания требуют звуки, которые появляются в речи позже других. Это звуки: [ц], [ч], [ш], [щ], [ж], [л], [р]. Специальные упражнения, занимательный материал помогут автоматизировать произносительные навыки.
В возрасте 5~6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Именно в этом возрасте дети проявляют интерес к звукам речи и буквам.
Взрослым необходимо обращать внимание на выразительность речи ребенка, его умение пользоваться различными интонациями, дыханием, голосом. Распространенным недостатком является очень быстрая, эмоциональная речь. Специальные упражнения помогут нормализовать речевой ритм и темп, улучшить дикцию. Произношение шестилетних детей мало отличается от речи взрослых.
Таким образом, к концу шестого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе,- одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко откладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, Становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все , что мешает свободному общению ребенка с коллективом. С этого года все дети подготовительной группы с речевыми дефектами будут посещать логопедические занятия, на которых проводится работа по устранению недостатков звукопроизношения, совершенствованию фонематического слуха, звукобуквенного анализа, умению пользоваться разными способами словообразования, владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание, составлять самостоятельно рассказ-описание и т.д.
Говорите с ребенком правильно
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?». Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.
Информация для родителей
Приступая к занятиям с ребенком родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему прежде всего учить ребенка. Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения. На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.
Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
- Предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать виды деятельности.
- Начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха.
- Сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими.
- Оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке.
- Привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков.
- Помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений.
- Старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры.
- Включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может проявиться интерес к занятиям.
- Составляйте план занятий примерно на две три недели с помощью педагога.
В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задание. В таких случаях ребенка, необходимо научить подчиняться требованиям взрослых. Чаще всего невыполнение заданий связано с нарушениями внимания.
Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
- Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
- Концентрация внимания на предмете или звуке.
- Концентрация внимания на предмете одновременно с другим человеком («совместное внимание»).
Без совместного внимания ребенок не научиться овладевать социальными навыками и навыками общения.
Процесс обучения ребенка следует сделать родителям трехступенчатым:
Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.
При необходимости оказывают ту или иную помощь.
Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Советы логопеда.
Возраст почемучек.
Четвертый год – еще одна веха в жизни ребенка. В этом возрасте дошкольник начинает задавать много вопросов, они сыплются как из рога изобилия. Активность в задавании вопросов говорит о работающем мышлении. Слово переходит в мысль, а мысль обретает словесную оболочку.
Речь данного периода имеет свои особенности. От 4 до 5 лет совершенствуется понимание взрослой речи. Ребенок может выполнить словесные указания, понимает смысл происходящих событий, описанных в небольших рассказах. И при всем этом речь выполняет не только связующую роль при общении, но становится средством научения. Ребенок получает определенные знания, нужную информацию для развития из объяснений взрослого. И говоря о детях 4-5 лет, нельзя не отметить их речетворство. Ребенку нравится изменять слова, рифмовать их, даже если при этом появляются слова без смысла. Такой вид деятельности совершенствует звуковое чутье.
Благодаря увеличению как активного, так и пассивного словаря общение дошкольника становится более разнообразным. А это, в свою очередь, способствует обогащению смыслового содержания речи, активизации словаря. Количество слов, употребляемых ребенком в речи, увеличивается до 2,5 тысяч, в основном за счет существительных и прилагательных. Так же ребенок активно участвует в хозяйственной деятельности взрослых, оказывает посильную помощь - отсюда и увеличение глаголов, а так же наречий, местоимений и предлогов.
В речи ребенка уменьшается число перестановок, пропусков, сокращений слов. Но могут появляться слова, образованные по их назначению. Так, малыш хочет сказать что-то, но не может подобрать правильное слово и тогда образует свою версию (шлепалка – мухобойка, приколачиватель – молоток и т.д.)
Как правило, младший дошкольник очень много использует прилагательных для обозначения различных свойств и признаков предметов, много наречий. Ребенок делает первые выводы, умозаключения, учиться обобщать. «На улице холодно, надо одеться потеплее». – «А как это – потеплее?» - «Ну, шапку надеть, пальто, сапоги.»
Для того, чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с возрастными требованиями - родители должны обращать внимание на его общую активность, стремление и желание познать окружающий мир. Объяснение нового и беседы об увиденном должны быть на доступном малышу языке. При этом необходимо помнить, что все должно быть в меру, не выходя за возможности возраста, с соблюдением гигиенических норм.
Консультация для родителей.
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического , укрепления и сохранения детского здоровья является особенно актуальным.
Одна из наиболее сложных проблем – различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Как правило, родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.
Кроме того, определенная часть воспитателей недооценивает важность жизнедеятельности дошкольника в семье и затрудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает воспитателей возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневной жизненных ситуациях. Поэтому я призываю вас к тесному сотрудничеству . Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателями группы коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволят повысить эффективность работы. Вы вправе интересоваться успехами вашего ребенка, присутствовать на занятиях , знать что в детском саду ваш ребенок получает элементарные знания следующим разделам развития речи - звуковая культура речи( что в нашей проблеме очень актуально); грамматический строй речи, связная речь и в подготовительной группе добавляется еще один раздел – это подготовка к обучению грамоте. Но если ребенок не может четко произносить звуки, определять их место в слове, придумывать слова с заданным звуком, то обучение грамоте вызовет у того ребенка определенные затруднения. Поэтому, звуковая культура речи это именно тот раздел, который требует тщательного изучения воспитателями, детьми и родителями дошкольников.
Кроме коррекционной работы с детьми своей задачей считаю- помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приорбретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, вы получаете возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок.
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Поэтому я призываю вас серьезно относится к данной форме работы.
Так же в процессе работы может возникнуть необходимость индивидуальных консультаций, непосредственного присутствия на моих занятиях постарайтесь найти время и обязательно откликнуться на мое приглашение.
Только тесный контакт может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению.
Значение психологической готовности родителей
к взаимодействию с ребенком имеющим речевые нарушения.
Последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада,
в связи с чем крайне остро встает вопрос о необходимости сопровождения таких детей специалистами, в первую очередь логопедами и психологами. Вместе с тем, поскольку личность ребенка формируется в семье и большое значение в это время имеет семейный климат, необходимо говорить о психологической работе с семьями этих детей.
Известны случаи, когда родители, воспитывающие детей с речевыми нарушениями, отказывались принимать сведения об их наличии у ребенка. Речевые нарушения (особенно легкая форма) часто не вызывают беспокойства у родителей, которые связывают их, например, с возрастными особенностями, в сущности не владея знаниями о возрастных нормах развития речи.
Поскольку в дошкольном возрасте именно родители в значительной мере оказывают всесторонне воздействие на ребенка, то именно они могут или стать неисчерпаемым вспомогательным ресурсом во время коррекционной работы, или неосознанно оказать негативное влияние на процесс коррекционного воздействия, не принимая наличия речевого нарушения у ребенка или не осознавая необходимости коррекционного воздействия.
Психологическая готовность родителей к взаимодействию с ребенком с речевым нарушением ведет к адекватному восприятию возможностей ребенка, осознанию необходимости оказания помощи специалистами.
Современная психологическая наука отмечает, что на развитие ребенка оказывает большое влияние стиль семейного воспитания и родительские установки. Поскольку нередко задача воспитания ребенка возлагается на мать, то особого внимание заслуживает проблема взаимоотношений матери с детьми. Родителям важно понимать, что речевое нарушение в соответствии с его степенью выраженности оказывает влияние на формирование таких личностных качеств, как общительность, доминирование, закрытость, кроме того, на развитие ребенка оказывает влияние внутрисемейная ситуация, особенности взаимоотношения между всеми членами семьи.
Психологическая готовность родителей к взаимодействию с собственным ребенком зависит от ряда факторов, таких как образование, микросоциальные условия, особенности личности родителей, степень удовлетворения собственной жизнью на данном этапе. Но в любом случае родителям важно понимать, что наличие выраженного нарушения речи является фактором, который затрудняет процесс взаимодействия родителей и ребенка, а самое главное ставит ребенка в неравные условия в социуме, что в последствии может вызвать серьезные нарушения в психическом развитии.