Анализ доступной среды в МБДОУ № 34 "Звездочка"
Краткий анализ РППС МБДОУ № 34 "Звездочка" за 2022-2023 уч.год.
Предметно – пространственная среда 1 младшая группа
Организация предметно – пространственной среды осуществляется по 5 направлениям развития и образования детей (образовательным областям):
Социально – коммуникативное
Познавательное
Художественно- эстетическое
4.Речевое
5. Физическое
Требования к организации предметно – пространственной среды:
· Учет индивидуальных, возрастных потребностей детей
· Гибкость зонирования предметно – пространственной среды
· Удобное пространственное расположение игр и пособий,
Наличие полифункциональных материалов, предметов заместителей
Реализация индивидуального подхода в организации предметно – пространственной среды:
• Размещение на видном месте всех детских работ
• Место для поздравления с днем рождения (стенд, уголок, иные формы организации)
• Оформление приемной с отражением индивидуальных особенностей детей
Оформление группы в соответствии с календарно – тематическим планированием образовательного процесса:
· Наличие и содержание тематических выставок, выставок детского творчества
· Наличие и содержание наглядного, дидактического материала по изучаемой теме
· Отражение темы в родительском уголке
Наличие наглядно – информационных материалов для родителей:
· Уголок для родителей(режим дня ,сетка НОД, антропометрические данные детей, особенности возраста и т.д.)
· Стенд н/р «Чем мы сегодня занимались?» и т.д.
· Наличие консультативного материала для родителей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей)
· Презентация детских творческих работ
Соблюдение техники безопасности:
· Закрепление мебели
· Соответствие мебели ростовым показателям
· Соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям
· Соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПиН
· Отсутствие опасных, колющих, режущих, торчащих предметов
Паспорт группы
Образные игрушки (куклы, животные и пр.),
Среднего размера условно-образные игрушки (куклы, животные, знакомые детям по сказкам, мультфильмам и т.п.), в т.ч. народные, в т.ч. наборы для режиссерской игры.
Предметы домашнего обихода
Игрушечная соразмерная куклам посуда (кастрюльки, половники, тарелки, чашки, ложки и пр.), мебель (кровать, стул, стол), постельные принадлежности (простынь, подушка, одеяло), простая одежда с разными видами застежек, Игрушки-орудия (лопатки, сачки и т.п.), соразмерные куклам коляски, санки соразмерные куклам коляски.
Техника и транспорт
Пластиковые легкие крупные машинки на веревочке, небольшие неразборные крепкие машинки, соразмерные руке, крупные функциональные машинки (в которые можно посадить игрушку, погрузить кубики и т.п.)
Атрибутика ролевая
Предметы для реализации ролевого поведения (руль, посуда, простые медицинские инструменты и т.п.), наборы «Магазин», «Поликлиника».
Маркеры пространства
Игровая мебель, ширмы, пластиковые домики, домашние песочницы.
Развивающая среда творческих видов деятельности
Бросовые и поделочные материалы, предметы – заместители
Ткани, детали строительных наборов, небольшого размера (соразмерные руке) предметы без закрепленного функционального значения (предметы - заместители).
Развивающая среда творческих видов деятельности
Центр музыки :
· Игрушки – музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, коробочки, бубны, барабанчики, дудочки, свистульки, деревянные ложки, гармошка, погремушки.
· Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки и т.д.
· Игрушки с фиксированной мелодией.
· Альбомы с фотографиями музыкальных инструментов.
· Магнитофон, аудиозаписи, картинки к песням.
· Музыкальные игрушки и игрушки с эффектами (выглядывающие животные со звуками и т.п.)
Центр книги или центр речевого развития
Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки, потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики ,рассказы, сказки, стихи современных авторов).
Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения: Например:
читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку и т.д.
Фланелеграф, картинки к фланелеграфу
Иллюстрации к детским произведениям
Иллюстрации по обобщающим понятиям (одежда, фрукты, животные, птицы.) Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
Сюжетные картинки разнообразной тематики
Выставки: книг одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
Центр изодеятельности
Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности
Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия)
Пирамидки, матрешки, разнообразные «вкладыши», игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, тактильные ощущения, размер и пр.), шнуровки, кубики с разрезными картинками, пазлы (4-6 деталей) наглядные пособия, иллюстрации художников, Игрушки
Конструкторы
Строительные наборы (кубики) пластмассовые и деревянные, конструкторы типа лего с крупными деталями
Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки
Динамические игрушки, каталки (в т.ч. с шумовыми и двигательными эффектами), игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком (комплекты различных формочек, совки, грабельки, ведра и сита для песка, лопатки для снега), снегом, игрушки для развития сенсорики, народные игрушки-забавы (клюющие курочки, медведь-плясун, шагающий бычок и др.);
Библиотека (стационарная или передвижная)
Книжки с плотными нервущимися страницами и крупными хорошими картинками
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья
Центр физического развития( передвижного)
1. Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, массажные дорожки, шнур длинный, мешочки с песком.
2. Оборудование для прыжков: мини – мат обруч плоский, палка гимнастическая, шнур короткий плетеный.
3. Оборудование для бросания, катания, ловли: корзина для метания мячей, мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч- шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый, шарик пластмассовый (диаметр 4 см)
4. Оборудование для ползания и лазания: лесенка – стремянка, лабиринт игровой, ящики для влезания.
5. Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см), мяч резиновый (диаметр 20 – 25 см), палка гимнастическая короткая, колечко с лентой (диаметр 5 см), кольцо резиновое малое, кольцо резиновое большое.
6. Нестандартное физкультурное оборудование.
7. Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны).
8. Гимнастическая скамейка, бревно.
9. Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: флажки, платочки, султанчики, погремушки, шары, палки, ленты.
10.Сухой бассейн.
11.Плоскостные дорожки, ребристая доска, набивные мешочки для бросания, дуги, кегли ,воротца, игрушки – качалки.
Центр игры
Содержание развивающей предметно – пространственной среды:
· Сюжетные игрушки ,изображающие животных и их детенышей Игрушки транспортные (тележки, машины разной величины).
· Игрушки изображающие предметы труда и быта
· Предметы – заместители
· Ролевые атрибуты к играм имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
· Игрушки- животные
· Дидактическая кукла – (ростом 40 – 50 см)снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды, используемой в разные се
· Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца).
· Игрушки – двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и т.д.)
· Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства
· Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр.
Кукольный уголок (для игровых действий с куклами)
· Комната: мебель гостиной, атрибуты для создания интерьера(посуда, куклы, телефон, картина), коляски.
· Спальня: Мебель с постельными принадлежностями по размеру кроваток, куклы – младенцы, одежда для кукол.
· Кухня : кухонная мебель, плита, шкафы, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
· Ванная комната: ванночка, таз, ведро, ковшик, полотенце, веревка, прищепки пылесос и т.п.
· Прачечная: гладильная доска, утюги, стиральная машина.
Парикмахерская: Трюмо с зеркалом, игрушечные наборы для парикмахерских
(ножницы, зеркало, расчески, щетки и т.п.).
Магазин: весы, баночки и бутылочки из пластмассы, наборы продуктов, овощей и фруктов, сумочки и корзинки.
Больница: кукла – доктор в профессиональной одежде, игрушечный фонендоскоп, градусник и т.д.
Гараж: различные машины, набор инструментов(гаечный ключ, молоток, отвертки, насос и т.п. )
Центр театра:
· Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый
· Игрушки – забавы
· Маски – шапочки, рисунки – эмблемы на ободочках
· Ширмы: Домик (избушка) для показа фолькорных произведений
· Фланелеграф
Центр ряжения
· Одежда для ряжения - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартуки, кофточки, ленты, косынки и т.п.
· Стойка ,плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, в народном стиле.
· Зеркало
· Бижутерия из различных материалов
Центр природы
· Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
· Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу».
· Коллекция камней, ракушек, семян
· Игротека экологических развивающих игр
· Библиотека познавательной природоведческой литературы
· Картины – пейзажи по временам года
· Комнатные растения с крупными листьями: фикус, бегония
· Комнатные растения с мелкими листьями: аспарагус, бальзамин
· Реалистически выполненные игрушки- животные, в том числе озвученные
· Муляжи овощей и фруктов(огурец, помидор ,морковь, яблоко)
· Календарь погоды; календарь природы
· Материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки)
· «Зеленый огород» в поддонах на окне
· Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав ,цветов
· Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, жуков, мух, комаров)
· Растения, характерные для времен года (ветки вербы – весной, букет желтых листьев и т.д.)
· Серии тематических картинок «Животные и их детеныши» (кошка с котенком, собака со щенком, коза с козленком)
· Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистичное изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж и т.д.)
Оборудование участка
Пространство и оборудование для предметной деятельности и физической активности, игр-экспериментирований с песком и водой.
Предметно – пространственная среда 2 младшая группа
Организация предметно – пространственной среды осуществляется по 5 направлениям развития и образования детей (образовательным областям):
1. Социально – коммуникативное
2. Познавательное
3. Художественно- эстетическое
4.Речевое
5. Физическое
Требования к организации предметно – пространственной среды:
· Учет индивидуальных, возрастных потребностей детей
· Гибкость зонирования предметно – пространственной среды
· Удобное пространственное расположение игр и пособий
· Наличие полифункциональных материалов, предметов заместителей
Реализация индивидуального подхода в организации предметно – пространственной среды:
• Размещение на видном месте всех детских работ
• Место для поздравления с днем рождения (стенд, уголок, иные формы организации)
• Оформление приемной с отражением индивидуальных особенностей детей
Оформление группы в соответствии с календарно – тематическим планированием образовательного процесса:
· Наличие и содержание тематических выставок, выставок детского творчества
· Наличие и содержание наглядного, дидактического материала по изучаемой теме
· Отражение темы в родительском уголке
Наличие наглядно – информационных материалов для родителей:
· Уголок для родителей(режим дня ,сетка НОД, антропометрические данные детей, особенности возраста и т.д.)
· Стенд н/р «Чем мы сегодня занимались?» и т.д.
· Наличие консультативного материала для родителей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей)
· Презентация детских творческих работ
Соблюдение техники безопасности:
· Закрепление мебели
· Соответствие мебели ростовым показателям
· Соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям
· Соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПиН
· Отсутствие опасных, колющих, режущих, торчащих предметов
Паспорт группы
Образные игрушки (куклы, животные и пр.),
Разнообразные по тематике и большей частью условные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы, в т.ч. представляющие людей разных профессий, национальностей; игрушки, изображающие разных животных, а также птиц, насекомых, рыб и других обитателей морей); народные игрушки, тематические наборы для режиссерских игр («Гараж», «Ферма», «Магазин», «Пожарная станция», «В деревне» и т.п.)
Предметы домашнего обихода
Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда (комплекты сезонной, профессиональной и национальной одежды); знакомые детям инструменты и орудия труда и быта (в т.ч. бытовая техника), соразмерные куклам коляски, санки
Техника и транспорт
Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного; в т.ч.
специализированная техника: автобус, пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская и др.); частично крупногабаритный и функциональный, частично — соразмерный руке ребенка
Атрибутика ролевая
Разнообразные элементы разной одежды: профессий, сказочных героев (халаты, шапочки, пелерины, ленточки, юбочки, фартуки, кепки, фуражки и пр.), предметы для реализации ролевого поведения (руль, бинокль, жезл полицейского, верстак, телефон и т.п.), тематические игровые наборы («Поликлиника», «Парикмахерская» и т.п.)
Маркеры пространства
Игровая мебель, модульная среда, «передвижные шкафы», ширмы, домашние песочницы и пр.
Бросовые и поделочные материалы, предметы – заместители
Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, поделочные материалы
Развивающая среда творческих видов деятельности
Музыкальный центр
· Игрушки – музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, коробочки, бубны, барабанчики, дудочки, свистульки, деревянные ложки, гармошка, погремушки.
· Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки и т.д.
· Игрушки с фиксированной мелодией.
· Альбомы с фотографиями музыкальных инструментов.
· Магнитофон, аудиозаписи, картинки к песням.
Центр книги или центр речевого развития
· Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки ,потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики ,рассказы, сказки, стихи современных авторов).
· Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения: Например:
· читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку и т.д.
· Фланелеграф, картинки к фланелеграфу
· Иллюстрации к детским произведениям
· Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
· Сюжетные картинки разнообразной тематики
· Выставки: книг одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
· Портреты писателей и поэтов
· Книжки – раскраски
· Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
Центр изодеятельности
Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, аппликация), в т.ч. природные материалы
Пластилин, массы для лепки, глина, краски, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы и др.. Коллекция народных игрушек (дымковская, филимоновская, богородская, мезенская, курская — кожлянский петушок и суджанская рыбка, 3—5 видов мат- решек, региональные игрушки — по выбору педагога); коллекция ложек, красивой посуды и других предметов интерьера из разных материалов
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья
Центр физического развития
· Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, массажные дорожки, шнур длинный, мешочки с песком.
· Оборудование для прыжков: мини – мат обруч плоский, палка гимнастическая длинная, шнур короткий плетеный.
· Оборудование для бросания, катания, ловли: корзина для метания мячей, мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч- шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый, шарик пластмассовый (диаметр 4 см)
· Оборудование для ползания и лазания: лесенка – стремянка, лабиринт игровой, ящики для влезания.
· Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см), мяч резиновый (диаметр 20 – 25 см), обруч плоский, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой (диаметр 5 см), кольцо резиновое малое, кольцо резиновое большое.
· Нестандартное физкультурное оборудование.
· Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны).
· Гимнастическая скамейка, бревно.
· Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: флажки, платочки, султанчики, погремушки, шары, палки, ленты.
· Сухой бассейн.
· Плоскостные дорожки, ребристая доска, набивные мешочки для бросания, дуги, кегли ,воротца, игрушки – качалки, мягкие модули, туннели, вертикальная и горизонтальная мишень, наклонная доска ,трехколесный велосипед.
Центр игры
Содержание развивающей предметно – пространственной среды:
· Сюжетные игрушки ,изображающие животных и их детенышей Игрушки транспортные (тележки, машины разной величины).
· Игрушки изображающие предметы труда и быта
· Предметы – заместители
· Ролевые атрибуты к играм имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
· Игрушки- животные
· Дидактическая кукла – (ростом 40 – 50 см)снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды, используемой в разные сезоны.
· Куклы представляющие различные профессии (клоун ,врач ,солдат).
· Куклы изображающие представителей разных народов.
· Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца).
· Игрушки – двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и т.д.)
· Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства
· Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр.
Кукольный уголок (для игровых действий с куклами)
· Комната: мебель гостиной, атрибуты для создания интерьера(посуда, куклы, телефон, картина), коляски.
· Спальня: Мебель с постельными принадлежностями по размеру кроваток, куклы – младенцы, одежда для кукол.
· Кухня : кухонная мебель, плита, шкафы, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
· Ванная комната: ванночка, таз, ведро, ковшик, полотенце, веревка, прищепки пылесос и т.п.
· Прачечная: гладильная доска, утюги, стиральная машина.
Парикмахерская: Трюмо с зеркалом, игрушечные наборы для парикмахерских
(ножницы, зеркало, расчески, щетки и т.п.).
Магазин: весы, баночки и бутылочки из пластмассы, наборы продуктов, овощей и фруктов, сумочки и корзинки.
Больница: кукла – доктор в профессиональной одежде, игрушечный фонендоскоп, градусник и т.д.
Гараж: различные машины, набор инструментов(гаечный ключ, молоток, отвертки, насос и т.п. )
Мастерская: набор инструментов: молоток, ножницы ,отвертки и т.д.
Центр театра
· Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, перчаточный, игрушки – забавы,
· Декорации, театральные атрибуты
· Ширмы: Домик (избушка) для показа фолькорных произведений
· Фланелеграф
Центр ряжения
· Одежда для ряжения - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартуки, кофточки, ленты, косынки и т.п.
· Стойка ,плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, в народном стиле.
· Зеркало
· Бижутерия из различных материалов
Центр природы
· Дидактическая кукла с набором одежды по временам года
· Макеты: «У бабушки в деревне», «На лугу», «В лесу».
· Коллекция камней, ракушек, семян
· Игротека экологических развивающих игр
· Библиотека познавательной природоведческой литературы
· Картины – пейзажи по временам года
· Иллюстрации изображающие различные состояния погоды
· Комнатные растения с различными листьями и стеблями
· Цветущие комнатные растения
· Реалистически выполненные игрушки- животные, в том числе озвученные
· Муляжи овощей и фруктов(огурец, помидор ,морковь, яблоко)
· Календарь погоды; календарь природы
· Материалы для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, тряпочки для протирания листьев, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки)
· «Зеленый огород» в поддонах на окне
· Иллюстрации с изображением кустарников, деревьев, трав ,цветов
· Иллюстрации с изображением зверей (домашних и диких), птиц, аквариумных рыб, насекомых (бабочек, жуков, мух, комаров)
· Растения, характерные для времен года (ветки вербы – весной, букет желтых листьев и т.д.)
· Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод) Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.
· Серии тематических картинок «Животные и их детеныши» (кошка с котенком, собака со щенком, коза с козленком)
· Серия тематических картин «Обитатели леса» (реалистичное изображение животных и птиц: заяц, лиса, волк, белка, ёж и т.д.)
· Иллюстрации с изображением сезонных состояний растений и животных
· Иллюстрации с изображением трудовых действий взрослых по уходу за домашними животными
· Дидактические игры природоведческой тематики
Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности
Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия)
Игрушки на развитие сенсорики (цвет, форма, тактильные ощущения, размер, вес. и пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), мозаики, пазлы (1015 деталей), лото, детское домино, Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, наглядные пособия, иллюстрации художников
Конструкторы
Строительные наборы деревянные с разными деталями, пластмассовые конструкторы разных размеров, конструкторы типа лего с крупными деталями или лего-дупло, магнитные конструкторы (мозаики).
Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком (комплекты различных формочек, совки, грабельки, ведра и сита для песка, лопатки для снега), снегом, игрушки для развития сенсорики, специальные игрушки для детского экспериментирования, народные игрушки - забавы (клюющие курочки, медведьплясун, шагающий бычок и др.);
Библиотека (стационарная или передвижная)
Хорошо иллюстрированные книжки со сказками, рассказами, стихами, книги познавательного характера
Средства ИКТ: выносной проектор, ноутбук
интерактивные игрушки предпочтительнее не сюжетные, а развивающей направленности: функциональный руль, телефоны, железные дороги и пр.
Демонстрационные материалы .
Оборудование участка
Пространство и оборудование для сюжетных и подвижных игр, игр
-экспериментирований с песком и водой (выносной), живой и неживой природой, для физической активности, в т.ч. спортивная площадка, имеющая оборудование для спортивных игр (в мяч, кегли, кольцеброс, и пр.), дорожки для бега, катания на самокатах, велосипедах
Предметно – пространственная среда старшая группа
Организация предметно – пространственной среды осуществляется по 5 направлениям развития и образования детей (образовательным областям):
1. Социально – коммуникативное
2. Познавательное
3. Художественно- эстетическое
4.Речевое
5. Физическое
Требования к организации предметно – пространственной среды:
· Учет индивидуальных, возрастных потребностей детей
· Гибкость зонирования предметно – пространственной среды
· Удобное пространственное расположение игр и пособий
· Наличие полифункциональных материалов, предметов заместителей
Реализация индивидуального подхода в организации предметно – пространственной среды:
• Размещение на видном месте всех детских работ
• Место для поздравления с днем рождения (стенд, уголок, иные формы организации)
• Оформление приемной с отражением индивидуальных особенностей детей
Оформление группы в соответствии с календарно – тематическим планированием образовательного процесса:
· Наличие и содержание тематических выставок, выставок детского творчества
· Наличие и содержание наглядного, дидактического материала по изучаемой теме
· Отражение темы в родительском уголке
Наличие наглядно – информационных материалов для родителей:
· Уголок для родителей (режим дня ,сетка НОД, антропометрические данные детей, особенности возраста и т.д.)
· Стенд н/р «Чем мы сегодня занимались?» и т.д.
· Наличие консультативного материала для родителей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей)
· Презентация детских творческих работ
Соблюдение техники безопасности:
· Закрепление мебели
· Соответствие мебели ростовым показателям
· Соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям
· Соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПиН
· Отсутствие опасных, колющих, режущих, торчащих предметов
Паспорт группы
Развивающая среда образовательного учреждения
Образные игрушки (куклы, животные и пр.),
Условные и реалистичные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы, в т.ч. представляющие людей разных профессий, национальностей; игрушки изображающие животных разных континентов, а также птиц, насекомых, динозавров, рыб и других обитателей морей); народные игрушки, тематические наборы для режиссерских игр Гараж, Ферма, Пожарная станция, Аэропорт, В деревне, Пираты и т.п.
Предметы домашнего обихода
Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда, но в меньших
количествах, чем в младшем дошкольном возрасте; знакомые детям инструменты и орудия труда и быта.
Техника и транспорт
Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного); с разными способами приведения в движение (инерционные, с дистанционным управлением), среднего размера и соразмерные руке ребенка)
Атрибутика ролевая
Количество конкретной атрибутики уменьшается, предлагаются многофункциональные атрибуты (ткани, шарфики, платочки, головные уборы, ленточки, самые разные аксессуары предметы - заместители, поделочные материалы и т.п.)
Маркеры пространства
Крупногабаритные напольные средообразующие конструкторы (пластик, полимеры и
т.п.), «передвижные шкафы», ширмы, макеты, домашние песочницы и пр.
Бросовые и поделочные материалы, предметы – заместители
Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, разнообразные поделочные материалы
Музыкальный центр
· Игрушки – музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, коробочки, бубны, барабанчики, дудочки, свистульки, деревянные ложки, гармошка, погремушки.
· Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки и т.д.
· Игрушки с фиксированной мелодией.
· Альбомы с фотографиями музыкальных инструментов.
· Магнитофон, аудиозаписи, картинки к песням.
Центр книги или центр речевого развития :
· Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки ,потешки, песенки; сказки (народные и авторские), произведения русской и зарубежной классики ,рассказы, сказки, стихи современных авторов, загадки).
· Фланелеграф, картинки к фланелеграфу
· Иллюстрации к детским произведениям, игрушки изображающие сказочных персонажей
· Сюжетные картинки
· Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
· Сюжетные картинки разнообразной тематики
· Выставки: книг одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
· Литературные игры, игры с грамматическим содержанием
· Портреты писателей и поэтов
· Книжки – раскраски
· Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
· Рисунки детей к литературным произведениям
· Цветные карандаши, бумага
Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, аппликация), в т.ч. природные материалы
Пластилин, массы для лепки, глина, краски, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы и др. Коллекции высокохудожественных изделий из разных материалов; коллекция народных игрушек; коллекция кукол в костюмах народов мира; коллекция изделий для знакомства с искусством дизайна; детские альбомы и книги по искусству, наборы художественных открыток, фотоальбомы и др., репродукции художественных произведений
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья
Центр физического развития
· Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, массажные дорожки, шнур длинный, мешочки с песком.
· Оборудование для прыжков: мини – мат обруч плоский, палка гимнастическая длинная, шнур короткий плетеный.
· Оборудование для бросания, катания, ловли: корзина для метания мячей, мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч- шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый, шарик пластмассовый (диаметр 4 см),набивные мячи
· Оборудование для ползания и лазания: лесенка – стремянка, лабиринт игровой, ящики для влезания.
· Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см), мяч резиновый (диаметр 20 – 25 см), обруч плоский, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой (диаметр 5 см), кольцо резиновое малое, кольцо резиновое большое.
· Нестандартное физкультурное оборудование.
· Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны).
· Гимнастическая скамейка, бревно.
· Разнообразные предметы, стимулирующие двигательную активность: флажки, платочки, султанчики, погремушки, шары, палки, ленты.
· 10.Сухой бассейн.
· 11.Шве6дская стенка с матом
· 12.Массажеры, диски здоровья
· 13.Плоскостные дорожки, ребристая доска, набивные мешочки для бросания, дуги, кегли ,воротца, игрушки – качалки, мягкие модули, туннели, вертикальная и горизонтальная мишень, наклонная доска ,трехколесный и двухколесный велосипеды.
· 14.Пособия для дыхательной гимнастики
· 15.Массажные коврики.
· 16.Гантели (150гр), веревочные лестницы, канат.
· 17.Оборудование к спортивным играм: Бадминтон, Баскетбол, Футбол, Городки, Дартс, кольцеброс, серсо и т.д.
Центр игры
Содержание развивающей предметно – пространственной среды:
· Сюжетные игрушки ,изображающие животных и их детенышей
· ? Игрушки транспортные (тележки, машины разной величины).
· Игрушки изображающие предметы труда и быта
· Предметы – заместители
· Ролевые атрибуты к играм имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
· Игрушки- животные
· Дидактическая кукла – (ростом 40 – 50 см)снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды, используемой в разные сезоны.
· Куклы представляющие различные профессии (клоун ,врач ,солдат).
· Куклы изображающие представителей разных народов.
· Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца).
· Игрушки – двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и т.д.)
· Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства
· Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр.
Кукольный уголок (для игровых действий с куклами)
· Комната: мебель гостиной, атрибуты для создания интерьера(посуда, куклы, телефон, картина), коляски.
· Спальня: Мебель с постельными принадлежностями по размеру кроваток, куклы – младенцы, одежда для кукол.
· Кухня : кухонная мебель, плита, шкафы, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
· Ванная комната: ванночка, таз, ведро, ковшик, полотенце, веревка, прищепки пылесос и т.п.
· Прачечная: гладильная доска, утюги, стиральная машина.
• Парикмахерская:
• Трюмо с зеркалом, игрушечные наборы для парикмахерских
(ножницы, зеркало, расчески, щетки и т.п.).
Магазин: весы, баночки и бутылочки из пластмассы, наборы продуктов, овощей и фруктов, сумочки и корзинки.
Больница: кукла – доктор в профессиональной одежде, игрушечный фонендоскоп, градусник и т.д.
Гараж: различные машины, набор инструментов(гаечный ключ, молоток, отвертки, насос и т.п. )
Мастерская: набор инструментов: молоток, ножницы ,отвертки и т.д.
Моряки: штурвал, матросские бескозырки, бинокли, флажки.
Космонавты: шлемы, пульты передач.
Почта: (посылки, печати, письма, сумка почтальона, квитанции, бланки)
Телестудия: микрофоны, ширмы
Редакция газеты/журнала: бумага, карандаши, печати, ручки) ? Школа: школьные принадлежности, ранец.
Центр театра:
· Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, перчаточный.
· игрушки – забавы,маски - шапочки
· Декорации, театральные атрибуты
· Ширмы: Домик (избушка) для показа фольклорных произведений
· Фланелеграф
· Атрибуты для ярмарки
· Аксессуары сказочных персонажей
Центр ряжения:
· Одежда для ряжения - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартуки, кофточки, ленты, косынки и т.п.
· Стойка ,плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, в народном стиле.
· Зеркало
· Бижутерия из различных материалов.
Центр занимательной математики или Игротека
• Игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану ,условным сигналам
• Игры на составление целого из 10-12 частей
• Игры на освоение отношений «часть - целое»
• Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков»
• Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания «Разложи предметы по высоте» и т.д.
• Игры на поиск недостающего объекта в ряду
• Геометрические плоскостные и объемные фигуры, различные по цвету, размеру
• Числовой ряд
• Счетные палочки
• Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Танграм»
.головоломки и т.д.
• Счеты, песочные часы, чашечные весы, магнитная доска, наборное полотно, числовая лесенка
• Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.)
Центр природы
· Макеты природно – климатических зон
· Макет – панорама леса в разные времена года
· Коллекции камней, ракушек, семян
· Игротека экологических развивающих игр
· Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии
· Иллюстрации с изображением признаков сезона
· Иллюстрации изображающие различные состояния погоды
· Комнатные растения с различными листьями и стеблями
· Цветущие комнатные растения
· Реалистически выполненные игрушки- животные, в том числе озвученные
· Муляжи овощей и фруктов
· Календарь погоды; календарь природы
· Дневники наблюдений
· Инвентарь для ухода за растениями (лейки для полива комнатных растений, брызгалки, щеточки, кисточки, тряпочки для протирания листьев, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки)
· «Зеленый огород» в поддонах на окне
· Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам
· Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)
· Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.
· Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника ,луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав
· Иллюстрации с изображением различных сред обитания: наземной ,воздушной
· ,водной иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера ,перелетных зимующих птиц
· Дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности
· Дидактические игры природоведческой тематики энциклопедии на природоведческую тематику
· Иллюстрации изображающие жизненные функции растений и животных
· Иллюстрации о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития знакомых детям растений и животных
· Иллюстрации о взаимодействии живых организмов в сообществах, о составе сообществ
· Иллюстрации изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем
· Иллюстрации изображающие цепи питания
Центр патриотического воспитания
• Российский флаг, герб, портрет президента России
• Иллюстрации и макеты военной техники
• Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей
• Портреты героев ВОВ
• Иллюстрации с изображением рода войск, оружия, сражений
• Настольно – печатные игры
• Фотографии исторических памятников России и родного города
• Книги о родном городе
• Изделия народных промыслов
• Альбомы для раскрашивания о городе и стране
• Детские энциклопедии о России
• Картины для рассматривания и бесед с детьми ? Слайды и видеофильмы о родном городе, России и др.
Центр дежурства
· Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных
· Карточки с картинками, обозначающие каждого ребенка
· График дежурства
· Фартуки, косынки, колпаки.
· Алгоритм выполнения трудовых действий дежурными
Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия)
Игрушки на совершенствование сенсорики (тактильные ощущения, размер, вес. и пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), Настольно-печатные игры, мозаики (в т.ч. с зеркалами и 3D), лото, паззлы (до 55 деталей), головоломки, интеллектуальные игры (шашки, шахматы, эрудит и др.), Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, настольные балансиры и пр., наглядные пособия (в т.ч. карты, глобусы, счеты), иллюстрации художников
Конструкторы
Разнообразные строительные наборы (крупные и мелкие), крупногабаритные средообразующие пластмассовые конструкторы; болтовые, магнитные конструкторы, конструкторы - лабиринты, несложные модели для сборки
Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом, специальные игрушки и оборудование для детского экспериментирования
Библиотека (стационарная или передвижная)
Хорошо иллюстрированные книжки разных жанров, в т.ч. для чтения «с продолжением», детские энциклопедии
Средства ИКТ: проектор, ноутбук
Демонстрационные материалы и развивающие программы
Центр безопасности
· Материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры) ? Макет проезжей части, светофора, дорожных знаков ? Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.
· Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.).
· Наглядно – дидактические пособия «Мир в картинках».
Центр экспериментирования
• Земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни и т.п.
• Емкости для измерения, пересыпания, исследования
• Подносы
• Фартуки
• Формочки для изготовления цветных льдинок
• Трубочки, «Волшебный мешочек», «Мыльные пузыри», маленькие зеркала, магниты, краски разной густоты и насыщенности, увеличительное стекло, губки разного размера, формы, цвета
• Лейки, кулечки, ведерки с отверстиями.
Оборудование участка
Пространство и оборудование для сюжетных и подвижных игр, игр,экспериментирований с песком и водой( выносной), живой и неживой природой, для физической активности, в т.ч. спортивная площадка, имеющая оборудование для лазания, метания, прыжков, для спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон и пр.), полосы препятствий, дорожки для бега, езды на самокатах, велосипедах и пр.
Предметно – пространственная среда подготовительная к школе группа
Организация предметно – пространственной среды осуществляется по 5 направлениям развития и образования детей (образовательным областям):
1. Социально – коммуникативное
2. Познавательное
3. Художественно- эстетическое
4.Речевое
5. Физическое
Требования к организации предметно – пространственной среды:
· Учет индивидуальных, возрастных потребностей детей
· Гибкость зонирования предметно – пространственной среды
· Удобное пространственное расположение игр и пособий
· Наличие полифункциональных материалов, предметов заместителей
Реализация индивидуального подхода в организации предметно – пространственной среды:
• Размещение на видном месте всех детских работ
• Место для поздравления с днем рождения (стенд, уголок, иные формы организации)
• Оформление приемной с отражением индивидуальных особенностей детей
Оформление группы в соответствии с календарно – тематическим планированием образовательного процесса:
· Наличие и содержание тематических выставок, выставок детского творчества
· Наличие и содержание наглядного, дидактического материала по изучаемой теме
· Отражение темы в родительском уголке
Наличие наглядно – информационных материалов для родителей:
· Уголок для родителей (режим дня ,сетка НОД, антропометрические данные детей, особенности возраста и т.д.)
· Стенд н/р «Чем мы сегодня занимались?» и т.д.
· Наличие консультативного материала для родителей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей)
· Презентация детских творческих работ
Соблюдение техники безопасности:
· Закрепление мебели
· Соответствие мебели ростовым показателям
· Соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно – гигиеническим требованиям
· Соответствие естественного и искусственного освещения требованиям СанПиН
· Отсутствие опасных, колющих, режущих, торчащих предметов
Паспорт группы
Развивающая среда образовательного учреждения
Образные игрушки (куклы, животные и пр.),
Условные и реалистичные по художественному образу сюжетные игрушки (куклы, в т.ч. представляющие людей разных профессий, национальностей; игрушки изображающие животных разных континентов, а также птиц, насекомых, динозавров, рыб и других обитателей морей); народные игрушки, тематические наборы для режиссерских игр Гараж, Ферма, Пожарная станция, Аэропорт, В деревне, Пираты и т.п.
Предметы домашнего обихода
Соразмерная куклам разнообразная мебель, посуда, одежда, но в меньших количествах, чем в младшем дошкольном возрасте; знакомые детям инструменты и орудия труда и быта.
Техника и транспорт
Разные виды машинок и транспорта (наземного, воздушного, водного); с разными способами приведения в движение (инерционные, с дистанционным управлением), среднего размера и соразмерные руке ребенка)
Атрибутика ролевая
Количество конкретной атрибутики уменьшается, предлагаются многофункциональные атрибуты (ткани, шарфики, платочки, головные уборы, ленточки, самые разные аксессуары предметы - заместители, поделочные материалы и т.п.)
Маркеры пространства
Крупногабаритные напольные средообразующие конструкторы (пластик, полимеры и
т.п.), «передвижные шкафы», ширмы, макеты, домашние песочницы и пр.
Бросовые и поделочные материалы, предметы – заместители
Ткани, пробки, небольшие пластиковые пузырьки, природный материал, палочки, шнуры, проволока, разнообразные поделочные материалы
Музыкальный центр:
· Игрушки – музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон, коробочки, бубны, барабанчики, дудочки, свистульки, деревянные ложки, гармошка, погремушки.
· Музыкальные игрушки: неваляшки, музыкальные молоточки, шумелки и т.д.
· Игрушки с фиксированной мелодией.
· Альбомы с фотографиями музыкальных инструментов.
· Магнитофон, аудиозаписи, картинки к песням.
Центр книги или центр речевого развития:
· Детские книги с учетом возраста детей (произведения русского фольклора: частушки ,потешки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики ,рассказы, сказки, стихи современных авторов).
· Игрушки для обыгрывания содержания литературного произведения: Например: читаем про мишку, к книгам ставим игрушку мишку и т.д.
· Фланелеграф, картинки к фланелеграфу
· Иллюстрации к детским произведениям, игрушки изображающие сказочных персонажей
· Альбомы или подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, и т.д.
· Сюжетные картинки разнообразной тематики
· Выставки: книг одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников
· Портреты писателей и поэтов
· Книжки – раскраски
· Книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
· Литературные игры, игры с грамматическим содержанием
· Рисунки детей к литературным произведениям
· Цветные карандаши, бумага
· Книги – рассказы в картинках
Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, аппликация), в т.ч. природные материалы
Пластилин, массы для лепки, глина, краски, карандаши, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы и др. Коллекции высокохудожественных изделий из разных материалов; коллекция народных игрушек; коллекция кукол в костюмах народов мира; коллекция изделий для знакомства с искусством дизайна; детские альбомы и книги по искусству, наборы художественных открыток, фотоальбомы и др., репродукции художественных произведений
Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья
Центр физического развития (переносной)
· Оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия: коврики, массажные дорожки, шнур длинный, мешочки с песком.
· Оборудование для прыжков: мини – мат обруч плоский, палка гимнастическая длинная, шнур короткий плетеный.
· Оборудование для бросания, катания, ловли: корзина для метания мячей, мяч резиновый (диаметр 10-15 см); мяч- шар надувной (диаметр 40 см); обруч малый, шарик пластмассовый (диаметр 4 см),набивные мячи
· Оборудование для ползания и лазания: лесенка – стремянка, лабиринт игровой, ящики для влезания.
· Оборудование для общеразвивающих упражнений: мяч массажный (диаметр 6-8 см), мяч резиновый (диаметр 20 – 25 см), обруч плоский, палка гимнастическая короткая, колечко с лентой (диаметр 5 см), кольцо резиновое малое, кольцо резиновое большое.
· Нестандартное физкультурное оборудование.
· Атрибуты к подвижным играм (шапочки, медальоны).
· Гимнастическая скамейка.
· Разнообразные предметы, стимулирующие двигательную активность: флажки, платочки, султанчики, погремушки, шары, палки, ленты.
· Сухой бассейн.
· Шве6дская стенка с матом
· Массажеры, диски здоровья
· Плоскостные дорожки, ребристая доска, набивные мешочки для бросания, дуги, кегли ,воротца, игрушки – качалки, мягкие модули, туннели, вертикальная и горизонтальная мишень, наклонная доска ,трехколесный и двухколесный велосипеды.
· Пособия для дыхательной гимнастики
· Массажные коврики.
· Веревочные лестницы, канат.
· Оборудование к спортивным играм: Бадминтон, Баскетбол, Футбол, Городки, Дартс, кольцеброс, серсо и т.д.
Центр игры
Содержание развивающей предметно – пространственной среды:
· Сюжетные игрушки ,изображающие животных и их детенышей Игрушки транспортные (тележки, машины разной величины).
· Игрушки изображающие предметы труда и быта
· Предметы – заместители
· Ролевые атрибуты к играм имитациям и сюжетным играм, отображающим простые жизненные ситуации и действия
· Игрушки- животные
· Дидактическая кукла – (ростом 40 – 50 см)снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды, используемой в разные сезоны.
· Куклы представляющие различные профессии (клоун ,врач ,солдат).
· Куклы изображающие представителей разных народов.
· Русские народные игрушки и дидактические игрушки, выполненные в народном стиле (матрешки, деревянные шары, яйца).
· Игрушки – двигатели (каталки разной формы, коляски и тележки, автомобили и т.д.)
· Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства
· Разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр.
Кукольный уголок (для игровых действий с куклами)
· Комната: мебель гостиной, атрибуты для создания интерьера(посуда, куклы, телефон, картина), коляски.
· Спальня: Мебель с постельными принадлежностями по размеру кроваток, куклы – младенцы, одежда для кукол.
· Кухня : кухонная мебель, плита, шкафы, набор кухонной посуды, набор овощей и фруктов.
· Ванная комната: ванночка, таз, ведро, ковшик, полотенце, веревка, прищепки пылесос и т.п.
· Прачечная: гладильная доска, утюги, стиральная машина.
Парикмахерская: Трюмо с зеркалом, игрушечные наборы для парикмахерских
(ножницы, зеркало, расчески, щетки и т.п.).
Магазин: весы, баночки и бутылочки из пластмассы, наборы продуктов, овощей и фруктов, сумочки и корзинки.
Больница: кукла – доктор в профессиональной одежде, игрушечный фонендоскоп, градусник и т.д.
Гараж: различные машины, набор инструментов(гаечный ключ, молоток, отвертки, насос и т.п. )
Мастерская: набор инструментов: молоток, ножницы ,отвертки и т.д.
Моряки: штурвал, матросские бескозырки, бинокли, флажки.
Космонавты: шлемы, пульты передач.
Почта: (посылки, печати, письма, сумка почтальона, квитанции, бланки)
Телестудия: микрофоны, ширмы
Редакция газеты/журнала: бумага, карандаши, печати, ручки)
Школа: школьные принадлежности, ранец.
Центр театра:
· Разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе, тростевой, теневой, магнитный, бибабо, пальчиковый, ложковый, перчаточный
· Игрушки – забавы ,Маски – шапочки,
· Декорации, театральные атрибуты
· Ширмы: Домик (избушка) для показа фольклорных произведенийФланелеграф
· Атрибуты для ярмарки
· Аксессуары сказочных персонажей
Центр ряжения:
· Одежда для ряжения - узорчатые цветные воротники, различные юбки, платья, фартуки, кофточки, ленты, косынки и т.п.
· Стойка ,плечики для одежды или сундучок для хранения одежды, в народном стиле.
· Зеркало
· Бижутерия из различных материалов
Центр занимательной математики или Игротека
· Игры на развитие ориентировки по схеме, модели, плану, условным сигналам
· Игры на составление целого из 10-12 частей
· Игры на освоение отношений «часть - целое»
· Игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков»
· Игры на установление последовательности предметов по степени возрастания признака«Разложи предметы по высоте» и т.д.
· Игры на поиск недостающего объекта в ряду
· Геометрические плоскостные и объемные фигуры, различные по цвету, размеру
· Числовой ряд
· Счетные палочки
· Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Танграм»
· .головоломки и т.д.
· Счеты, песочные часы, чашечные весы, магнитная доска, наборное полотно, числовая лесенка
· Числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.)
· Иллюстрации с изображением равностороннего и разностороннего треугольников, прямой и кривой линии, прямого угла
· Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «равно».
· Геометрические тела (шар, куб, цилиндр, пирамида, призма).
· Таблицы, изображающие целый предмет и его части при делении его на 2,3,4,5,6 и более частей; монеты, различные по величине и достоинствуИллюстрации изображающие линию, отрезок.
· Циркуль, линейка, шаблоны, трафареты.
Центр природы
· Макеты природно – климатических зон
· Макет – панорама леса в разные времена года
· Коллекции камней, ракушек, семян
· Игротека экологических развивающих игр
· Библиотека познавательной природоведческой литературы, энциклопедии
· Иллюстрации с изображением признаков сезона
· Иллюстрации изображающие различные состояния погоды
· Комнатные растения с различными листьями и стеблями
· Цветущие комнатные растения
· Реалистически выполненные игрушки- животные, в том числе озвученные
· Муляжи овощей и фруктов
· Календарь погоды; календарь природы
· Дневники наблюдений
· Инвентарь для ухода за растениями (лейки для полива комнатных растений, брызгалки, щеточки, кисточки, тряпочки для протирания листьев, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки)
· «Зеленый огород» в поддонах на окне
· Модели для обобщения объектов природы по определенным признакам
· Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)
· Иллюстрации с изображением признаков хорошего и неудовлетворительного состояния растений и животных, за которыми ухаживают дети.
· Иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника ,луга, леса, парка) – кустов, деревьев, трав
· Иллюстрации с изображением различных сред обитания: наземной ,воздушной
· ,водной иллюстрации с изображением животных жарких стран и Севера ,перелетных зимующих птиц
· Дидактические игры на освоение основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающие сохранение их целостности
· Дидактические игры природоведческой тематики энциклопедии на природоведческую тематику
· Иллюстрации изображающие жизненные функции растений и животных
· Иллюстрации о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития знакомых детям растений и животных
· Иллюстрации о взаимодействии живых организмов в сообществах, о составе сообществ
· Иллюстрации изображающие роль человека в нарушении и сохранении целостности экосистем
· Иллюстрации изображающие цепи питания
· Иллюстрации представителей животных и растений степей, пустынь, Крайнего севера ,тундры, морей и океанов, а также родного края.
· Схема биологических потребностей человека
· Иллюстрации изображающие признаки сезона
Центр патриотического воспитания:
• Российский флаг, герб, портрет президента России
• Иллюстрации и макеты военной техники
• Иллюстрации к былинам, портреты былинных богатырей
• Портреты героев ВОВ
• Иллюстрации с изображением рода войск, оружия, сражений
• Настольно – печатные игры
• Фотографии исторических памятников России и родного города
• Книги о родном городе
• Изделия народных промыслов
• Пазлы, вкладыши изображающие достопримечательности России
• Альбомы для раскрашивания о городе и стране
• Детские энциклопедии о России
• Картины для рассматривания и бесед с детьми
• Слайды и видеофильмы о родном городе, России и др.
• Литература патриотического содержания
• Политическая карта мира, физическая карта России, карта родного края или области.
Центр дежурства
· Доска с карманами, окошками для фотографий дежурных
· Карточки с фотографиями детей, или картинки, обозначающие каждого ребенка
· График дежурства
· Фартуки, косынки, колпаки.
· Алгоритмы выполнения трудовых действий дежурными
Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия)
Игрушки на совершенствование сенсорики (тактильные ощущения, размер, вес. и пр.; на разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и пр.), Настольно-печатные игры, мозаики (в т.ч. с зеркалами и 3D), лото, паззлы (до 55 деталей), головоломки, интеллектуальные игры (шашки, шахматы, эрудит и др.), Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, настольные балансиры и пр., наглядные пособия (в т.ч. карты, глобусы, счеты), иллюстрации художников
Конструкторы
Разнообразные строительные наборы (крупные и мелкие), крупногабаритные средообразующие пластмассовые конструкторы; болтовые, магнитные конструкторы, конструкторы - лабиринты, электро - механические конструкторы, несложные модели для сборки
Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки
Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом, специальные игрушки и оборудование для детского экспериментирования
Библиотека (стационарная или передвижная)
Хорошо иллюстрированные книжки разных жанров, в т.ч. для чтения «с продолжением», детские энциклопедии
Средства ИКТ: проектор, ноутбук
Демонстрационные материалы и развивающие программы
Центр безопасности
· Материалы, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры) ? Макет проезжей части, светофора, дорожных знаков ? Образцы, схемы, планы группы, микрорайона.
· Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т.д.).
· Энциклопедии, дидактические игры, пособия содержащие знания по валеологии.
Центр экспериментирования
· Земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни и т.п.
· Емкости для измерения, пересыпания, исследования
· Подносы
· Фартуки
· Формочки для изготовления цветных льдинок
· Трубочки, «Волшебный мешочек», «Мыльные пузыри», маленькие зеркала, магниты, краски разной густоты и насыщенности, увеличительное стекло, губки разного размера, формы, цвета
· Лейки, кулечки, ведерки с отверстиями.
· Электрические фонарики
· Бумага, фольга
· Деревянные катушки из – под ниток
· Увеличительное стекло
· Наборы для экспериментирования с водой и песком
· Защитная одежда для детей (халаты ,фартуки, нарукавники).
· Марля, сетка
· Сосуды с узким, широким горлом, воронки, мензурки ,шприцы без игл
· Свеча
· Копировальная бумага разных цветов
Оборудование участка
Пространство и оборудование для сюжетных и подвижных игр, игр экспериментирований с песком и водой, живой и неживой природой, для физической активности, в т.ч. спортивная площадка, имеющая оборудование для лазания, метания, прыжков, для спортивных игр (городки, баскетбол, бадминтон и пр.), полосы препятствий, дорожки для бега, езды на самокатах, велосипедах и др.